Словарь музыкальных терминов


BPM (би пи эм) (beats per minute) - количество ударов в минуту (темп мелодии). Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа.

ID3 tag (ай ди три тэг) - область файла MP3-формата, в которую записывается информация о названии композиции, ее исполнителе, альбоме из которого она была скопирована, годе создания, стиле музыки и небольшой пользовательский комментарий. В версии 2 ID3 tag'а добавлено еще несколько полей и, кроме того, Вы можете использовать сколь угодно длинные названия композиций и исполнителей (в версии 1 ID3 tag'a было ограничение 30 символов) Практически все плееры позволяют просмотреть и отредактировать эту информацию в файлах mp3.

MC (Эм-Си) - человек, работающий "на публику", другими словами - заводила. Эм-Си на дискотеке - человек, который работает для того, чтобы "расшевелить зал", поднять настроение у публики. Главный инструмент MC - микрофон. Во время музыкального блока MC должен двигаться, привлекать внимание к себе, выкрикивать в микрофон короткие фразы, типа: "Давай-давай", "Давай, танцуй", "Go-go-go" и т.д. и т.п., в зависимости от играющего трека.

MP3 (MPEG Layer3) - технология сжатия звуковых файлов, которая становится все более популярной с каждым днем благодаря тому, что позволяет практически без потери качества сжимать файлы в 4-7 раз (чем меньше уровень сжатия, тем выше качество).

Pitch (питч) - приспособление на воспроизводящем устройстве, которое служит для изменения скорости воспроизведения композиции. Благодаря использованию питча, Ди-Джей имеет возможность играть микс без пауз между композициями, причем стыки между ними (композициями) будут практически незаметны, поскольку при помощи питча, скорость каждого нового трека с большой точностью подгоняется к скорости уже играющего.

Вертушка - устройство для проигрывания виниловых пластинок, имеющее специальную конструкцию, позволяющую использовать "вертушку" Ди-Джеям для работы на дискотеках. Обычно используется в паре со вторым аппаратом и подключается к микшеру.

Винил - так называют пластинку с записью, предназначенную для проигрывания на "вертушках". Хотя вообще-то винил (одновалентный органический радикал CH2CH) - это материал, из которого сделана сама пластинка.

Микшер - приспособление служащее промежуточным звеном между проигрывающим устройством и усилителем мощности. Служит для микширования (смешивания) нескольких звуковых сигналов подающихся на усилитель от подключенных к пульту устройств. Также микшер усиливает общий уровень сигнала, подающегося на усилитель мощности. Микшеры бывают Ди-Джейские (позволяющие подключать два проигрывателя и микрофон), эстрадные (рассчитаны на подключение большого количества устройств) и студийные (используются в звукозаписывающих студиях).

Микширование - смешение в эфире обычно двух (но если позволяет аппаратура и мастерство, то можно и более) композиций. Причем от сведения отличается лишь тем, что не обязательно может заканчиваться переходом одной композиции в другую.

Перебитовка - это "каша" из ударных инструментов (наиболее отчетливо из которых слышны "бочки"), которая возникает в результате неточного подбора скорости к композиции, которую нужно свести. При перебитовке, скорости сводимых композиций (а вместе с ними и биты) постепенно расходятся. Вторая композиция (которая начинает играть), постепенно обгоняет первую (которая уже играет) или отстает от нее, в результате чего в эфире и начинается та самая "каша", которая очень похожа на то, как скачет верховая лошадь, из-за чего перебитовку некоторые называют "конями". Надо сказать, что эта ошибка у Ди-Джеев считается очень позорной, поскольку она настолько очевидна, что каждый из присутствующих точно поймет, что это была именно ошибка.

Сведение - это состыковка, микширование двух композиций. Сведение в наиболее общем случае осуществляется так: одна из композиций играет в эфир, а другая - только на наушники Ди-Джея. Далее Ди-Джей подгоняет скорость воспроизведения второй композиции к скорости первой (дабы не вызвать дискомфорт на танцполе), а затем постепенно (или резко) увеличивает громкость звучания второй композиции. Тот момент, когда в эфир начинает звучать вторая композиция и называется моментом сведения. Сведение считается завершенным, когда в эфире остается играть вторая из игравших композиций. Существует несколько видов сведения.

Sample (Сэмпл, семпл) - "кусок" аудио-файла.

Loop (Луп, петля) - циклически повторяющийся фрагмент, как правило, состоящий из нескольких семплов, например, партия ударных.

Groove (Грув) - то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др.

Slider, fader (Слайдер, фэйдер) - регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра - например, громкость, баланс и тп.

PLUGIN (Плагин, плугин) - В музыкальном софте это, обычно, дополнение в виде небольшой программы, служащей для обработки звука. В основном пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще много всяких малоизвестных форматов.

Sequencer (Секвенсор) - устройство (в частности - виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение нескольких дорожек. Популярные секвенсоры - Cakewalk Pro Audio 9, CubaseSX, Logic Audio, MAGIX Samplitude.

Synthesizer (Синтезатор) - (Синтезатор) - это устройство синтезирующее звук :). Первоначально синтезаторы были "железными", потом виртуальными. Способов синтеза буквально десятки, каждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) - sample playback. На ходу они могут быть обработаны огибающими, фильтрами, эффектами и тд. Результат подчас просто потрясающий! В прошлое уходит FM-синтезис (Freq. Modulation - принцип частотной модуляции). Такие синтезаторные чипы, например, до сих пор ставятся на самые дешевые звуковые карты. Возможности его очень скромны - генерируются простейшие волны (синусоидные, пилообразные, пульсирующие) и модулируются друг другом. Лучшее что можно из этого слепить - простенький органчик и бас-барабан для танцевальной музыки.

ADSR (Огибающая) - важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release). На самом деле можно описывать звук еще точнее, однако ADSR'а обычно хватает, поэтому он наиболее распространен.

MIDI controller (MIDI-контроллер) - 1. Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура. 2. Слайдер, ручка, кнопка на теле MIDI-клавиатуры или иного MIDI-устройства, педаль и вообще, что угодно, подающее по MIDI-интерфейсу команды синтезатору или иному устройству. Примеры - Modulation Wheel, Sustain Pedal, Soft Pedal. 3. Параметр синтезатора, который может принимать значения в каком-то диапазоне (например, 0-127). Каждый синтезатор соответствует определенному стандарту и имеет соответствующий набор таких параметров. Таким образом, в спецификации GM (General MIDI) контроллер с номером 1 отвечает за степень модуляции сигнала, 7 - за громкость MIDI-канала, 64 - за нажатие педали сустейна (Sustain Pedal). Однако в наборе контроллеров синтезаторов формата XG (eXtended General) мы найдем массу других контроллеров, которых нет в GM.

EQ (Эквалайзер) - устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться программно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень.

Compressor (Компрессор) - устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии.

Expander (Экспандер) - противоположность компрессору. Работает наоборот - расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника.

Noise gate (Гейт, ПШ) - устройство подавления шумов (ПШ) в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время.

Vibrato (вибрато) - амплитудная или частотная модуляция сигнала с небольшой частотой (до 10 Гц). Амплитудное вибрато также носит название тремоло; на слух оно воспринимается, как замирание или дрожание звука, а частотное - как "завывание" или "плавание" звука (типичная неисправность механизма магнитофона - детонация). Вибрато обычно реализуется модуляцией синусоидальным сигналом, а тремоло - треугольным или пилообразным сигналом либо многократным автоматическим перезапуском ноты.

Wah-wah ("вау-вау", динамическая фильтрация) - реализуется изменением частоты среза или полосы пропускания фильтра с небольшой частотой. На слух воспринимается, как вращение или заслонение/открывание источника звука - увеличение высокочастотных составляющих ассоциируется с источником, обращенным на слушателя, а их уменьшение - с отклонением от этого направления.

Flanger (фленжер, гребень) - Название происходит от способа реализации этого эффекта в аналоговых устройствах - при помощи так называемых гребенчатых фильтров, имеющих АЧХ такого же вида. Гребенчатые фильтры могут строиться на линиях задержки - при этом постоянный сдвиг фазы создает характерную форму АЧХ. Заключается в добавлении к исходному сигналу его копий, сдвинутых во времени на небольшие величины (примерно 3..30 мс) с возможной частотной модуляцией копий или величин их временных сдвигов и обратной связью (суммарный сигнал снова копируется, сдвигается и т.п.). На слух это ощущается как "дробление", "размазывание" звука, возникновение биений - разностных частот, характерных для игры в унисон или хорового пения, отчего фленжеры с определенными параметрами (сдвиги с модуляцией противофазным сигналом) применяются для получения хорового эффекта (chorus). Меняя параметры фленжера, можно в значительной степени изменять первоначальный тембр звука.

Phaser (фейзер) - смешивание исходного сигнала с его копиями, сдвинутыми по фазе (что равноценно сдвигу по времени на доли-единицы миллисекунд); величина сдвига может модулироваться во времени. По сути, это частный случай фленжера, но с намного более простой аналоговой реализацией, так как сдвиг по фазе выполняется проще задержки по времени (цифровая реализация одинакова). Изменение фазовых сдвигов суммируемых сигналов приводит к подавлению отдельных гармоник или частотных областей, как в многополосном фильтре. На слух такой эффект напоминает качание головки в стереомагнитофоне - физические процессы в обоих случаях примерно одинаковы.

Reverberation (реверберация, отражение) - Получается путем добавления к исходному сигналу затухающей серии его задержанных во времени копий. Это имитирует затухание звука в помещении, когда за счет многократных отражений от стен, потолка и прочих поверхностей звук приобретает полноту и гулкость, а после прекращения звучания источника затухает не сразу, а постепенно. При этом время между последовательными отзвуками (примерно 15..50 мс) ассоциируется с величиной помещения, а их интенсивность - с его гулкостью. По сути, ревербератор представляет собой частный случай фленжера без модуляции и с увеличенной задержкой между отзвуками основного сигнала, однако особенности слухового восприятия качественно различают эти два вида обработки.

Echo (эхо) - Реверберация с еще более увеличенным временем задержки - выше примерно 50 мс. При этом слух перестает субъективно воспринимать отражения, как призвуки основного сигнала, и начинает воспринимать их как повторения. Эхо обычно реализуется так же, как и естественное - с затуханием повторяющихся копий.

Distortion (дистошн, искажение) - намеренное искажение формы звука, что придает ему резкий, скрежещущий оттенок. Наибольшее применение получил в качестве гитарного эффекта (классическая гитара heavy metal). Получается переусилением исходного сигнала до появления ограничений в усилителе (среза верхушек импульсов) и даже его самовозбуждения. Благодаря этому исходный сигнал становится похож на прямоугольный, отчего в нем появляется большое количество новых нечетных гармоник, резко расширяющих спектр. Этот эффект применяется в различных вариациях (fuzz, overdrive и т.п.), различающихся способом ограничения сигнала (обычное или сглаженное, весь спектр или полоса частот, весь амплитудный диапазон или его часть и т.п.), соотношением исходного и искаженного сигналов в выходном, частотными характеристиками усилителей (наличие/отсутствие фильтров на выходе).

Compression (компрессия) - сжатие динамического диапазона сигнала, когда слабые звуки усиливаются сильнее, а сильные - слабее. На слух воспринимается как уменьшение разницы между тихим и громким звучанием исходного сигнала. Используется для последующей обработки методами, чувствительными к изменению амплитуды сигнала. В звукозаписи используется для снижения относительного уровня шума и предотвращения перегрузок. В качестве гитарной приставки позволяет значительно (на десятки секунд) продлить звучание струны без затухания громкости.

Vocoder (voice coder - кодировщик голоса) - синтез речи на основе произвольного входного сигнала с богатым спектром. Речевой синтез реализуется обычно при помощи формантных преобразований: выделение из сигнала с достаточным спектром нужного набора формант с нужными соотношениями придает сигналу свойства соответствующего гласного звука. Изначально вокодеры использовались для передачи кодированной речи: путем анализа исходного речевого сигнала из него выделялась информация об изменении положений формант (переход от звука к звуку), которая кодировалась и передавалась по линии связи, а на приемном конце блок управляемых фильтров и усилителей синтезировал речь заново. Подавая на блок речевого синтеза звучание, например, электрогитары и произнося слова в микрофон блока анализа, можно получить эффект "разговаривающей гитары"; при подаче звучания с синтезатора получается известный "голос робота", а подача сигнала, близкого по спектру к колебаниям голосовых связок, но отличающегося по частоте, меняет регистр голоса - мужской на женский или детский, и наоборот.

Key (Keyboard, клавиатура) - блок музыкальной клавиатуры. В ответ на нажатия клавиш формирует сигнал нажатия, запускающий остальные блоки синтезатора, а также сигнал высоты, напряжение которого пропорционально номеру нажатой клавиши.

VCO (Voltage Controlled Oscillator, генератор, управляемый напряжением, ГУН) - генератор исходного сигнала синтезатора. Вырабатывает прямоугольные колебания с различной скважностью (разным спектром сигнала), а также синусоидальные, треугольные и пилообразные, логарифм частоты которых пропорционален управляющему напряжению.

NG (Noise Generator, генератор шума) - вырабатывает шум - в основном белый или розовый.

Mix (Mixer, микшер) - объединяет вырабатываемые генераторами сигналы, суммируя их в различных пропорциях, задаваемых регуляторами. Изменение пропорций смешиваемых сигналов дает изменение спектральной плотности выходного сигнала, который подается в другие блоки для дальшейшей обработки.

VCF (Voltage Controlled Filter, управляемый напряжением фильтр) - блок перестраиваемых фильтров. Обычно под воздействием управляющего напряжения изменяется полоса пропускания фильтра (Band, Contour), частота среза (Cutoff) и добротность фильтра - подъем или спад усиления внутри полосы (Resonance - резонанс). Чаще всего используется фильтр нижних частот (ФНЧ), срезающий высшие частоты, с резонансом около частоты среза; в более сложных моделях используются также полосовые фильтры и ФВЧ. Все или часть параметров фильтров выведены на регуляторы, задающие их исходные значения.

Env (Envelope, огибающая) - вырабатывает напряжение, изменяющееся по фазам ADSR (Attack - Decay - Sustain - Release). При поступлении сигнала запуска начинается выработка фазы Attack, которая переходит в Decay и далее - в Sustain, где остается до момента снятия сигнала запуска, после чего формируется фаза Release и цикл выработки огибающей завершается. Длительности фаз ADR и уровень S задаются регуляторами. На простых одноголосых синтезаторах имеется только один блок Env, который позволяет сформировать огибающую для одного звука; в многоголосных синтезаторах их несколько. В простых инструментах блок Env формирует только амплитудную огибающую звука, в более сложных имеется отдельный блок для выработки спектральной огибающей для фильтра или дополнительного управления синтезом.

VCA (Voltage Controlled Amplifier, управляемый напряжением усилитель) - формирует выходной сигнал синтезатора. Обычно его управляющее напряжение берется с блока Env, что дает амплитудную огибающую звука.

LFO (Low Frequency Oscillator, генератор низкой частоты) - вырабатывает колебания различной формы частотой примерно от 0.1 до 20 Гц, которые могут быть смешаны с любым из других управляющих напряжений. Подача их на VCO дает частотную модуляцию, на VCF - эффект "вау-вау", "вращающегося" или "открывающегося" источника звука, на VCA - амплитудное вибрато (тремоло). Некоторые LFO могут вырабатывать случайно меняющийся ступенчатый сигнал, дающий интересные на слух виды модуляции.

Tracker (трэкер, трекер) - любительская программа для записи и воспроизведения музыки на нескольких дорожках (треках); трекеры впервые появились на компьютере Amiga. Каждый трекер хранит произведения в своем собственном формате, однако многие способны загружать файлы других трекеров. Ранние простые трекеры использовали формат MOD, пришедший с Amiga, более поздние ввели новые форматы (STM, S3M, ULT, XM, IT). В файл записывается вся необходимая для его воспроизведения информация - собственно партитура, описания инструментов, сами самплы и т.п., поэтому произведение будет звучать точно так же при использовании другой аппаратуры вывода цифрового звука с тем же качеством, или в совместимом трекере.


При подготовке словаря были использованы материалы с сайтов:
CjClub - Клуб Авторов электронной музыки.
DJ Master & Маргарита.
Mnemonic Music Site.

Hosted by uCoz